Инновационная деятельность
В 2022 году на базе МБУ ДО ДМШ № 4 ГО г. Уфа РБ была запущена инновационная площадка “Синестетический подход на уроках фортепиано в детской музыкальной школе”.
Приказ об открытии инновационной площадки № 52/1 от 15.09.2022 г.
Паспорт инновационной площадки
Руководитель инновационной площадки: директор МБУ ДО ДМШ № 4 ГО г. Уфа РБ Чернов Александр Владимирович
Автор учебной программы: преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО ДМШ № 4 ГО г. Уфа РБ Данилова Дарья Викторовна
Инновационная площадка создана с целью совершенствования образовательного пространства детской музыкальной школы средствами синестезии и повышения качества образования.
Сутью инновации является активное внедрение инновационных технологий синестетического подхода в образовательный процесс музыкальной школы с целью обогащения содержания и форм учебной деятельности учащихся, развития их творческих способностей, памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики, образно-логического мышления, художественного вкуса, пластичности и гибкости рук, способности к концертному исполнительству, формирования правильной координации полушарий головного мозга.
В основе концепции инновационной площадки лежит авторская методика преподавателя по классу фортепиано ДМШ № 4 Даниловой Дарьи Викторовны “Синестетический подход на уроках фортепиано в детской музыкальной школе”.
Дарья Викторовна ДАНИЛОВА (1992 года рождения) – музыкант, художник, дизайнер, преподаватель фортепиано Детской музыкальной школы города Уфы.
В 2017 году окончила Уфимский государственный институт искусств им. З. Исмагилова.
В 2019 году поступила в две аспирантуры – Магнитогорской государственной консерватории им. М. И. Глинки (направление 17.00.02 – Музыкальное искусство) и Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (направление 5.8.1 – Общая педагогика, история педагогики и образования).
В 2022 году досрочно защитила НКР по теме «Педагогические условия художественно-эстетического развития обучающихся средствами синестезии в образовательном процессе музыкальной школы» и получила диплом об окончании аспирантуры БГПУ им. М. Акмуллы с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». В настоящее время готовится к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
В 2022 году перевелась из МаГК им. М. И. Глинки на 4 курс БГПУ им. М. Акмуллы по направлению 5.10.1 – Теория и история культуры, искусства. В настоящее время завершает НКР по теме «Синестезия в музыкально-педагогической деятельности как культурологическая проблема».
В круг научных интересов автора входят проблемы синестезии в музыкальном, художественно-эстетическом и психолого-педагогическом аспектах: взаимодействие музыки с другими видами искусств, их синестетическое влияние на восприятие юных музыкантов и использование различных видов художественной деятельности на уроках фортепиано. В списке научных публикаций 21 наименование, из них 7 – по направлению «Музыкальное искусство», 14 – «Общая педагогика», в том числе 5 научных статей ВАК.
Практическая деятельность:
С 2020 года разработана, утверждена и внедрена в учебный процесс авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Синестетический подход на уроках фортепиано в детской музыкальной школе»; открыта инновационная площадка на тему «Синестетический подход на уроках фортепиано в детской музыкальной школе» на базе МБУ ДО «Детская музыкальная школа №4» г. Уфа.
В 2022 году издано учебно-методическое пособие с приложениями для преподавателей фортепиано «Синестетический подход в развитии самовыражения учащихся музыкальных школ» в издательстве Республиканского учебно-методического центра по образованию министерства культуры РБ, выходные данные: Данилова Д. В. Синестетический подход в развитии самовыражения учащихся музыкальных школ : учебно-методическое пособие с приложениями для преподавателей фортепиано / Д. В. Данилова. – Уфа : ГБУКИ РУМЦ Минкультуры РБ, 2022. – 60 с. : ил. [фото].
В 2022 году очно прошла Курс повышения квалификации в форме научной стажировки в ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова» (МГУ), г. Москва. Программа научной стажировки в объёме 40 часов по теме «Педагогические условия художественно-эстетического развития обучающихся средствами синестезии в образовательном процессе музыкальной школы» (Удостоверение о повышении квалификации от 19.01.23). Получила подтверждение эффективности инновационной программы у ведущих специалистов в области педагогики, психологии и синестезии в виде отзывов, рецензий и рекомендаций к практическому её использованию. Учебно-методическое пособие автора утверждено на заседании учёного совета факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова г. Москва и ожидает официального издания в издательстве МГУ.
В 2019 г. – Данилова Д. В. стала участником выставки «Материнство раскрывает таланты» в Конгресс-холле и в здании Гос. Собрания – Курултай РБ, награждена грамотой председателя конкурса Хабировой К. В. и председателя Гос. Собрания – Курултая РБ Толкачёва К. Б. за активную гражданскую позицию. Сделав доклад перед руководством правительства республики Башкортостан получила положительные отклики от министров и приглашённых депутатов Госдумы РФ.
Про песок:
Педагог на уроках фортепиано с детьми занимается песочной анимацией, актуальными становятся разнообразные виды взаимодействия ученика с песком: одновременное движение руками со звучащей музыкой; симметричное изображение фигур и линий; ассоциативный перенос на песок музыкальных импульсов, а также скрытых и явных сюжетов. Кроме того, симметричное рисование на песке двумя руками способствует развитию координации правого и левого полушарий головного мозга. В связи с этим, тактильные приёмы помогают отладить нейронные связи, улучшить двигательные координационные реакции, обрести целостное многогранное восприятие жизни и искусства.
Квинтэссенцией методики обучения являются выступления учеников, включающие в себя игру на фортепиано (и других музыкальных инструментах), песочную анимацию, живописные картины, концертные наряды, чтение стихов. За три сезона (2018, 2019 и 2022 гг.) под руководством автора дано более 21 бесплатных детских концерта на различных площадках г. Уфы – в детдомах и детских приютах города, в детсадах и школах – тем самым охватив более 500 человек зрителей (преимущественно детей). Концертная программа принята зрителями с невероятным успехом, имеются положительные письменные отзывы от учреждений. Ученики стали лауреатами международных конкурсов по инструментальному исполнительству, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, участниками модельных показов в качестве дизайнеров.
Дополнительно:
Главная задача автора – в дальнейшем утвердить и реализовать свои инновационные методы повсеместно в учреждениях дополнительного образования, обучая желающих педагогов. В ближайших планах – постройка школы-центра для обучения детей по всем направлениям авторской методики с целью выявления и развития одаренности детей, их целостного многогранного личностного роста. Имеется определенная локация для постройки (на базе усадьбы частной собственности, респ. Башкортостан, уже реализовано строительство на сумму более 60 млн. р., требуется окончание строительства на сумму от 10 до 60 млн. р.), имеются также и готовые архитектурные проекты особых форм зданий в виде пирамид и сот. Также планируется реализация выездных гастрольных детских концертов по региону и стране.
Автор – активный участник, дипломант и лауреат Региональных, Всероссийских и Международных художественных конкурсов-выставок (Россия, Испания), конкурсов педагогического и исполнительского мастерства, методических работ, конкурсов авторских проектов на соискание грантов, модных показов и конкурсов дизайнеров. Член Союза русских художников, Московского объединения художников «Международного художественного фонда» и РОО ТС «Евразийский Художественный Союз». Художественные работы автора хранятся в частных собраниях и галереях в России и за рубежом (Германия, Италия).
На сегодняшний день важно не ждать, когда «красота спасёт мир», а самим возрождать и спасать красоту через чистые души детей. Данная методика позволит выявлять по всей стране многогранно устремлённых ребят, превращая их из обычных учеников в «звёздочек». Тем самым мы собственными усилиями создадим истинно ценное достояние – новое поколение необычно талантливых, одарённых, успешных и многогранных детей для могущества России. Как сказал Великий Конфуций, «кубок без граней – разве это кубок?»